Бюджетный кризис
разразился в 1996 г., когда началась финансовая стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога. Бюджетный кризис, связанный с этими обстоятельствами, характерен практически для всех постсоциалистических стран, хотя и с разной степенью остроты. В странах, осуществивших быструю стабилизацию и сохранивших высокий уровень монетизации экономики, он оказался менее глубоким и менее тяжелым, чем в странах, где стабилизация затянулась и "на выходе" уровень монетизации значительно ниже.
У бюджетного кризиса есть важная закономерность, практически не знающая исключений. При переходе к рынку в странах, которые не в состоянии провести решительную либерализацию и реструктурирование экономики, ликвидировать субсидии неэффективным отраслям и предприятиям, усовершенствовать процедуры и контроль за сбором налогов и исполнением бюджета, провести социальные реформы, резко снижаются государственные доходы при прежней (или даже возросшей - в случаях принятия популистских решений) "бюджетной нагрузке". В таких странах население теряет доверие к национальной денежной системе, снижается спрос на деньги, падает налоговая дисциплина.
|
|
|
Инфляционный налог
возникает как бы сам собой, его никто не устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита бюджета правительство печатает деньги, оказывается, что инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой формы налогообложения ускользнуть наиболее трудно. Даже самое слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже неспособно ни на что другое. Однако возможности реального сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает "съедать" и доходы от инфляционного налога. Требуется еще и еще увеличивать денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями. |
|
|
Дефицит бюджета покрывается разными способами - с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.
В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. В мае 1993 г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией (приведшей к "бегству" капиталов) и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов (нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка.
После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).
Структура финансирования дефицита федерального бюджета (по определению МВФ), % к итогу
Источники финансирования |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Внешнее финансирование |
28,4 |
12,1 |
0,3 |
-3,6 |
7,3 |
27,2 |
|
Связанные кредиты |
н/д |
13,7 |
7,4 |
9,7 |
5,0 |
7,8 |
|
Несвязанные кредиты |
н/д |
3,0 |
0,9 |
3,1 |
7,4 |
10,2 |
|
Еврооблигации |
н/д |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,1 |
15,1 |
|
Платежи по основному долгу |
н/д |
-4,5 |
-8,1 |
16,4 |
-8,2 |
-5,9 |
Внутреннее финансирование |
71,6 |
87,9 |
99,7 |
103,6 |
92,7 |
72,8 |
|
Центральный банк |
64,5 |
79,9 |
92,4 |
27,7 |
27,0 |
17,5 |
|
прямые кредиты |
61,8 |
75,5 |
80,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
покупка ценных бумаг плюс уменьшение ЧМР |
2,6 |
4,4 |
12,1 |
27,7 |
27,0 |
17,5 |
|
ГКО-ОФЗ |
0,0 |
0,6 |
11,0 |
53,0 |
60,1 |
52,6 |
|
Прочие источники |
7,1 |
7,4 |
-3,7 |
23,0 |
5,6 |
2,7 |
Примечание.
Чистые международные резервы (ЧМР) исчисляются как разница между валовыми международными резервами (BMP) и валовыми международными обязательствами (ВМО). BMP включают золотой запас и валютные активы государства и Центрального банка, специальные права заимствования и резервы в МВФ, а также номинированные в твердой валюте требования к финансовым институтам-нерезидентам, ВМО - валютные обязательства перед нерезидентами со сроком выплаты до одного года, а также все обязательства, возникающие в результате заимствований у иностранных банков, организаций и правительств с целью поддержания платежного баланса независимо от срока выплаты. | | | | | | | | | |
|