Среди задач, решаемых государственными органами в настоящее время,
особое значение имеет борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств в России и за рубежом.
Законодатель предусмотрел уголовную ответственность по ст. 174 УК РФ за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества приобретенных незаконным путем.
Под термином «отмывание денежных средств» понимаются методы, при которых преступники маскируют посредством участия в сделках источник, происхождение и право собственности незаконно полученных денег
Данный вид преступной деятельности не зависит от вида экономики (рыночной, плановой или смешанной), принятой в той или иной стране. Легализация денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, имела место в нашей стране в то время, когда экономика была плановой. Но расцвет данной преступной деятельности и возникновение новых видов преступлений, тесно связанных с отмыванием денег и имущества, приобретенных незаконным путем, таких как лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов, страховых взносов и некоторых других, приходится на наши дни, Важно отметить, что существенную часть легализуемых денежных средств составляют средства, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УКРФ.
Преступления в сфере экономической деятельности (в том числе налоговые) совершаются с целью получения материальной выгоды, дохода (в подавляющем большинстве случаев в денежной форме. Как показывает практика, полученные таким образом доходы вкладываются не только в расширение преступной деятельности, но и инвестируются в нет движимость, валютные ценности. Однако вложение незаконно полученных доходов в предметы роскоши не приносит дивидендов, поэтому вполне объяснимо стремление владельцев таких средств вложить их в различные сферы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы деньги «работали» и приносили соответственно новые деньги.
По данным МВД России, около 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в различные формы предпринимательской деятельности и около 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Безусловно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальные субъекты финансово-хозяйственной деятельности, росту числа коррумпированных чиновников.
Ликвидация после распада СССР государственной регламентации подавляющей части существовавших экономических отношений, формирование новых принципов хозяйствования, признание равноправными различных видов деятельности и форм организации производства объективно обусловили структурную перегруппировку системы контроля за состоянием экономики со стороны государства.
Однако с законодательной
точки зрения ответственность за отмывание «грязных», или «теневых» денег не была достаточным образом определена. Огромные средства, полученные от торговли наркотиками, игорного и порнобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремились и стремятся легализовать, придавая) им видимость законных. В результате оборот денег в теневой экономике достиг огромных размеров.На счетах одного банка учрежденного в оффшорной зоне (на Каймановых островах) российскими гражданами, находилось 70 млрд долл. США при бюджете Российской Федерации на 1999 год — 22 млрд долл. США. Оффшорный банковский бизнес «прокручивает» сотни миллиардов долларов. Криминальные структуры всего) мира, в том числе и России, активно используют возможности для «отмывания денег».
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|