Как показали проверки финансово-хозяйственной деятельности различных предприятий, наиболее крупные суммы доходов скрываются от налогообложения фирмами, занимающимися производством и реализацией алкогольной и иной подакцизной продукции. Анализ оперативной обстановки, складывающейся в сфере водочного бизнеса, свидетельствует о том, что во всех случаях лица, непосредственно занимающиеся незаконным производством фальсифицированных крепких напитков, действуют в непосредственном контакте с криминогенными группировками. По имеющимся данным, значительные суммы неконтролируемых доходов, получаемых от производства водки, уходят на развитие и расширение преступных сообществ, так называемый "подогрев общака", подкуп нужных должностных лиц.На криминогенную обстановку в сфере производства и реализации алкогольной продукции оказывает влияние несколько факторов:
— высокая доходность данного вида правонарушений; фальсифицированная алкогольная продукция по-прежнему остается одним из самых доходных криминальных товаров.
— высокий уровень латентности данного вида незаконной деятельности;
— большая рентабельность производства фальсифицированной водки. Из одного литра технического спирта в подпольных цехах разливают 5 бутылок поддельной водки;
—«псевдоэкспортная» ликероводочная продукция, произведенная вполне легально, благодаря пробелам в налоговом законодательстве приобретается организованными преступными группировками и в дальнейшем реализуется на внутреннем рынке по более высокой цене. Доходность этих операций — 200 и более процентов.
Наиболее распространенной схемой уклонения от уплаты налогов является следующая: крупные партии спиртного поступают от несуществующих предприятий в адрес несуществующих фирм. Так как алкогольная продукция является очень высоко ликвидным товаром, ее реализация в своем подавляющем большинстве происходит за наличный расчет без отражения в документах бухгалтерского учета. После реализации все поддельные сопроводительные документы уничтожаются. Этот фактор является одним из самых существенных в пополнении «черного» оборота наличных денег, выводимых из налогооблагаемой базы.
Следует отметить, что в настоящее время подделывается практически весь спектр имеющейся на рынке алкогольной продукции: водка, коньяк, марочные и шампанские вина и даже пиво.
В 1998 году только московский алкогольный рынок оценивался в 250 млн. литров продукции в год, теневой оборот составлял 50 % от реального. Таким образом, по самым приблизительным подсчетам государственный бюджет в 1998 году недосчитался более 7 млрд. руб.
По оценкам специалистов московских правоохранительных органов контрафактный рынок алкоголя в 2000 году составлял 8-—12 %, то есть ежедневно минует московский и федеральный бюджеты около 4,5 млн. руб.
По данным ГУП «Московское качество», за 1998— 1999 годы в столице переработано 463 тысячи конфискованных бутылок алкогольной продукции (983 литра), изъято из незаконного оборота 11,5 млн. бутылок алкогольных напитков и более 660 тыс. литров спирта.Опыт работы налоговых полиции показывает, что существующая нормативная база не позволяет должным образом пресекать налоговые преступления в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции. Это связано с тем, что производство, хранение и оборот спиртосодержащей продукции с денатурирующими добавками, выпускаемая гидролизными заводами, не подлежат лицензированию, и, как следствие, механизм контроля теряет всякий смысл, а бюджет недополучает средства от не начисленных акцизов и неуплаченных сборов за выдачу соответствующих лицензия. В конечном итоге указанная спиртосодержащая продукция используется как сырье для производства фальсифицированных алкогольных напитков. Предложения по изменениям и дополнениям в нормативную базу подготовлены и представлены для рассмотрения и принятия решения в правительство.
Еще одной стороной производства фальсифицированной алкогольной продукции является использование поддельных акцизных марок. На рынке оборота алкогольной продукции обращается огромное количество поддельных марок, что значительно снижает эффективность контроля за объемом выпускаемой алкогольной продукции.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|