Среди мер ответственности в налоговом законодательстве особое место занимают санкции как эффективный инструмент государственного экономического и административного воздействия на плательщиков налогов и должностных лиц, не соблюдающих действующего законодательства.
Санкции предусматривают взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в бюджет и призваны усилить экономическую ответственность за эффективность хозяйственной деятельности, а также за исполнение законов о налогообложении. Наиболее существенные изменения и дополнения к законодательству, регламентирующие порядок определения размера и применения штрафных санкций к предприятиям, должностным лицам и гражданам, внесены в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине". Размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, значительно уменьшен. До принятия нового закона финансовые санкции применялись к предприятию в виде штрафа в двухкратном (200 %), а при повторном нарушении в течение года - в десятикратном (1000 %) размере от суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода); за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление налоговой декларации, отчетов, расчетов и других документов для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет взыскивался дополнительный штраф в размере 50 % положенной суммы налога или других обязательных платежей. В новом законе размер основного штрафа в названных случаях сократился до 500 % (в 2 раза), в дополнительного - до 10 % (в 5 раз). Кроме того, дополнительный штраф не применяется к предприятиям за нарушения бухгалтерского учета, связанного с налогообложением) а имущественная ответственность в подобных случаях возлагается на должностных лиц предприятий, виновных в этих нарушениях. В результате усиливается персональная ответственность работников за финансовую деятельность предприятия.
Принципиальные изменения в законодательстве объясняются следующими основными причинами. Во-первых, ранее принятые законы о налогах исходили из неправильной посылки о том, что, чем выше размер штрафа, тем больше денежных средств поступает в бюджет, и в связи с этим главной цепью финансовых санкций было сосредоточение на фискальной функции налогообложения - пополнении доходной части государственного и местного бюджетов. Однако практика доказала ошибочность такой политики. По результатам проверки, проведенной налоговыми инспекциями в 1993 г. в Донецке, одном из крупнейших промышленных городов Украины, в бюджет было доначислено 497 млн. крб. налогов и обязательных платежей, а вследствие применения финансовых санкций (штраф, пеня) - взысканы денежные средства на сумму 643,3 млн. крб., или в 1,3 раза больше доначисленных сумм. Применение таких жестких санкций не улучшает положения дел с взысканием налогов. Жизнь показала: чем больше налоги и жестче санкции, тем меньше денег поступает в бюджет. К концу 1993 г. налоговая задолженность по Донецку составила 236,6 млн. крб то есть увеличилась (по сравнению с 1992 г.) в 2,7 раза. Поэтому важно, чтобы фискальная и экономическая функции налогообложения действовали сбалансировано, как единый механизм, управляемый всеми принципами данной системы.
Приведем данные о финансовых санкциях, применяемых к предприятиям по действующим законодательствам Украины и России. В РФ при сокрытии (занижении) дохода (прибыли) взыскиваются вся сумма недоплат и штраф в размере этой суммы, при повторном нарушении - штраф в двухкратном размере указанной суммы (ее пятикратный размер взимается только при умышленном сокрытии доходов, установленном судом). За отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение такого учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверенный период, взыскивается дополнительный штраф в размере 10 % денежной суммы налога. Как видим, по новому Закону Украины, размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, приближается к размерам, установленным законодательством Российской Федерации, чем намечается интеграция налоговых систем обеих стран.
Для создания оптимальных налогов наиболее важными являются следующие требования:
а) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики с целью стабилизации, оздоровления и подъема экономики страны;
б) налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;
в) налоги должны по возможности не влиять на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;
Перейти на страницу: 1 2 3
|