Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике: существует несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь применяется экономическая классификация
расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей "народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация
расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности. в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1. государственное управление и местное самоуправление;
2. судебная власть;
3. международная деятельность;
4. национальная оборона;
5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
7. промышленность, энергетика и строительство;
8. сельское хозяйство и рыболовство;
9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика:
11. жилищно-коммунальное хозяйство;
12. Образование;
13. здравоохранение и физическая культура;
14. культура, искусство и кинематография;
15. средства массовой информации;
16. обслуживание государственного долга;
17. финансовая помощь бюджетам других уровней;
18. целевые бюджетные фонды;
19. пополнение государственных запасов и резервов;
20. социальная политика;
21. прочие расходы.
Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.
|