1) равноправие всех членов Федерации в их финансовых взаимоотношениях с центром;
2) самостоятельность бюджетов разных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств;
3) разграничение (законодательное закрепление) сфер деятельности и ответственности между федеральным центром и субъектами Федерации, то есть фактическое разграничение сфер финансирования расходов за счет бюджетов того или иного уровня;
4) соответствие финансовых ресурсов органов власти различных уровней их полномочиям и выполняемым функциям. Эти ресурсы могут быть получены в распоряжение того или иного уровня власти с помощью налогообложения, различного рода займов или иными средствами;
5) применение единых формализованных методов распределения централизованной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Основу бюджетного федерализма составляет конституционное разграничение полномочий, или предметов ведения, между Федерацией и ее субъектами.
Непосредственно с распределением полномочий и функциями, закрепленными за тем или иным уровнем бюджетной системы, связано распределение расходной нагрузки на бюджеты соответствующих уровней. За федеральным центром должны быть закреплены те виды государственных расходов, которые удовлетворяют одному из следующих требований:
- осуществление этих расходов федеральным центром обеспечивает максимальный экономический эффект масштаба (например, национальная оборона, общегосударственные коммуникации);
- эффект от осуществления этих расходов носит размытый характер и не является узколокализованными (например, расходы по финансированию фундаментальной науки);
- осуществление этих расходов не испытывает на себе влияния местных традиций, вкусов и предпочтений, а является достаточно однородным по всей стране;
- расходы на общенациональные памятники культуры и искусства, заповедники.
За субъектами Федерации необходимо закрепить те расходы, которые удовлетворяют одному из следующих условий:
1) при осуществлении этой категории расходов отсутствует эффект масштаба (например, расходы на дошкольные учреждения, учреждения начального образования);
2) расходы, эффект от которых носит конкретный характер (например, содержание дорог местного значения);
3) расходы, по которым существуют весьма значительные различия во вкусах и предпочтениях жителей различных регионов (например, некоторые расходы по статье “культура”).
Более значительную сложность представляет проблема распределения налоговых полномочий и прав по формированию доходов бюджетов субъектов Федерации, поскольку распределение налоговых полномочий, или объектов налогообложения, как правило, не совпадает с требованием обеспечить территориальному уровню власти доходы, необходимые для финансирования закрепленных сфер ведения.
|