Распределение налогов между звеньями бюджетной системы
 

В основу распределения налоговых полномочий между бюджетами разных уровней могут быть положены следующие критерии:

1) степень мобильности облагаемой базы. Чем выше степень мобильности облагаемой базы, тем более высокому уровню власти она должна соответствовать, так как в данной ситуации особую актуальность приобретает равномерность распределения налогового бремени в территориальном разрезе. Считается, что самой высокой степенью мобильности обладают труд и капитал (в первую очередь, в денежной форме), а самой низкой - имущество (капитал в материально-вещественной форме) в виде недвижимости и природные ресурсы;

2) экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. В зависимости от экономического значения объекта облагать его следует на общенациональном или региональном уровнях. Если увеличить масштаб экономически важных для страны мероприятий до уровня Федерации, то за счет этого может возникнуть экономия и повышение эффективности отдачи. Напротив, при незначительном эффекте мероприятий на федеральном уровне приближение уровня обложения к объекту обложения приводит к экономии на административных издержках;

3) необходимость осуществления функции макроэкономического регулирования, что объективно требует закрепления за федеральным уровнем основных налогов, через которые осуществляется макроэкономическое регулирование (подоходный налог, налог на прибыль).

Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным, региональными и местными бюджетами является исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней. Это обеспечивает самостоятельность бюджетов как на уровне региона, так и на уровне местного самоуправления.

Структура налоговых поступлений, распределяемых между федеральным и региональными бюджетами, по Федеральному Закону “О федеральном бюджете на 1996 год” выглядела следующим образом :

Таблица 1.3.1

Распределение налоговых поступлений между федеральным

и региональными бюджетами (в %% к сумме консолидированного бюджета)

Виды налогов

Федеральный

бюджет

Бюджеты

территорий

А

1

2

Налоговые доходы - всего

51,2

48,8

в том числе

Прямые налоги на прибыль, доход:

30,9

69,1

- налог на прибыль

33,3

66,7

- подоходный налог

10,0

90,0

Налоги на товары и услуги

78,3

21,7

Налоги на имущество

0,9

99,1

Платежи за пользование природными ресурсами

37,6

62,4

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

100,0

-

Прочие налоги, сборы и пошлины

2,2

97,8

Следует отметить, что в целом более половины (51,2 %) налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов - 78,3 %. В налоговой системе России доминирующую роль играют именно косвенные налоги на товары и услуги (НДС, акцизы), прямые же налоги концентрируются преимущественно на региональном уровне. Так, в региональных бюджетах остается 66,7 % налога на прибыль предприятий, 90,0 % подоходного налога с физических лиц; 62,4 % платежей за использование природных ресурсов; практически весь налог на имущество предприятий (99,1 %). Кроме того, в региональные и местные бюджеты поступают отчисления от местных и региональных налогов.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.