На сегодняшний день сохраняется текучесть, динамичность налогового законодательства и общая направленность вносимых изменений — учет динамики социально-экономической ситуации, текущих и стратегических задач переходного периода к рынку, оптимальное сочетание общегосударственных интересов и интересов налогоплательщиков, на основе реальной оценки сложившейся обстановки и имеющихся возможностей.
Необходимо избегать использования налогового инструмента для разрешения сиюминутных трудностей и пополнения бюджета, поскольку такой подход бесперспективен для экономики страны в целом. Он увеличивает спад производства, тормозит обращение капитала, создает трудности для предпринимательства.
Практика свидетельствует, что принятые в 1991-1992 г.г. законы, сформировавшие существовавшую тогда налоговую систему России, в целом соответствовали условиям перехода к рыночной экономике. Однако на сегодняшний день ситуация в экономике изменилась, страна претерпела несколько кризисов, поэтому возникла потребность смены налогового законодательства.
Происходит переход к большему объему косвенных налогов. Как известно, подобные налоги применяются во многих странах с рыночной экономикой. В России они по существу заменяют применявшиеся ранее налоги с оборота и продаж, теперь вместо них вводятся налог на добавленную стоимость и акцизы.
На сегодняшний день подобные налоги составляют наиболее доходную часть российского бюджета.
Значительную роль играют и имущественные налоги, плательщиками которых являются как юридические, так и физические лица, в том числе более 1 млн. предприятий, учреждений, организаций, более 20 млн. владельцев строений, помещений и водно-воздушного транспорта, а также граждане, принявшие имущество в порядке наследования или дарения.
Есть основания полагать, что по мере развития рыночной экономики, все более возрастающую роль будут играть ресурсные платежи. В законодательной системе содержатся необходимые основания, обеспечивающие возможность существенного повышения значимости ресурсных платежей и превращения их в одни из важнейших источников формирования государственных доходов.
Основные поступления по местным налогам составляют от налогов на содержание жилищного фонда, налога на недвижимость, налога с продаж и налога на имущество организаций.
Принципиально важной задачей для стабилизации финансовой системы, было и остается, как верно отмечает В. Гусев В «обеспечение устойчивого сбора налогов, повышение дисциплины налогоплательщиков». Существующая налоговая система позволит продвигаться вперед при решении социальных и экономических задач за счет мобилизации финансовых источников. В связи с этим нельзя не выразить тревогу относительно законодательной практики регионов и органов местного самоуправления. По данным Министерства юстиции, около 2/3 всех издаваемых этими органами актов не соответствует законодательству Российской Федерации.
Анализ практики налоговых органов г. Томска показывает, что они часто смешивают с предпринимательской всякую иную оплачиваемую деятельность, например, деятельность подразделений вневедомственной охраны, входящих в систему МВД. Такая деятельность, однако, не является предпринимательской по смыслу действующего законодательства, поскольку здесь осуществляются функции по охране имущества собственников на базе возмездных ведомственных договоров, и реализуется обязанность органов исполнительной власти по такой охране. Поэтому нельзя согласиться, что средства, получаемые по таким договорам, являются доходами и полежат обложению налогом на прибыль.
Перейти на страницу: 1 2 3
|