б) ставка налога на прибыль организаций была снижена с 35% до 24% с 2002 года;
в) в отношении налога на доходы физических лиц с 2001 года была введена единая ставка в размере 13%;
г) была проведена радикальная реформа единого социального налога, в которой можно выделить следующие основные этапы:
- объединение взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в единый социальный налог с регрессивной шкалой налоговых ставок;
- сокращение базовой ставки налога с 35,6% до 26% и ликвидация налоговой ставки 20% с 2005 года;
- отказ от индексации значений порогов регрессии, что в условиях наблюдаемых темпов роста заработной платы приводит, по оценкам Минфина России, к сокращению эффективной ставки ЕСН на 1 процентный пункт в год.
2. Отмена налогов с оборота и прочих налогов, которые до проведения налоговой реформы обеспечивали существенную часть доходов бюджетной системы. В ходе налоговой реформы были отменены следующие налоги:
а) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (ставка – до 1,5% от выручки);
б) налог на пользователей автомобильных дорог (ставка - до 3,75% от выручки);
в) налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ставка - 25% от объема реализации ГСМ);
г) налог с продаж (ставка – до 5% от объема розничной реализации).
3. Важным этапом снижения налогового бремени являлось введение специальных налоговых режимов, которые позволили значительно снизить налоговые платежи для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги в рамках специальных налоговых режимов. Речь идет о следующих специальных налоговых режимах, предоставляющих возможность заменить уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость и единого социального налога уплатой единого налога:
а) упрощенная система налогообложения (ставка составляет 6% от выручки или 15% от разницы между доходами и расходами с возможностью уменьшить налог на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование);
б) единый налог на вмененный доход (ставка составляет 15% от величины вмененного дохода, устанавливаемого в зависимости от вида деятельности налогоплательщика);
в) единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (налоговая ставка составляет 6% от разницы между доходами и расходами налогоплательщика).
Перечисленные меры, усилили эффективность проводимой налоговой политики и по различным оценкам, позволили уменьшить налоговое бремя на экономических агентов, не связанное со специальным налогообложением добычи и переработки полезных ископаемых, на сумму, эквивалентную 7% – 8% ВВП за весь период налоговой реформы. В период становления налоговой системы, налоговая политика как таковая в стране отсутствовала, или, точнее сказать, она формировалась стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступали в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.
На наш взгляд, ориентирование налоговой политики в России исключительно на прямое копирование западной налоговой системы, без учета существующих в стране реалий, кризисного положения в экономике, бедственного положения широких народных масс, отсутствия устойчивого среднего класса, явилось серьезной ошибкой и ее результатом стало только дальнейшее торможение становления в стране цивилизованной и эффективной рыночной экономики.
Перейти на страницу: 1 2 3
|