Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами ухудшает инвестиционный климат страны, соответственно происходит, уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент. Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Она является частью ее финансовой и экономической политики, меняется под влиянием социальной, политической и экономической обстановки в стране.
Как уже говорилось, в теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:
1. политика максимальных налогов, по принципу «взять все, что можно»;
2. политика разумных налогов, способствующая максимальному
развитию предпринимательства;
3. политика высокого уровня налогообложения при значительной
социальной защите населения.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на не-нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Рис.3. Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).
Таблица 1. Структура налоговых доходов бюджетной системы % к итогу
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 |
Налог на прибыль | 15.1 | 16.1 | 12.0 | 11.5 | 14.4 | 16.8 | 17.1 | 17.9 |
НДФЛ | 6.6 | 8.0 | 9.3 | 10.0 | 9.5 | 8.9 | 9.5 | 10.5 |
НДС | 17.4 | 20.1 | 19.6 | 19.3 | 17.8 | 18.6 | 15.5 | 18.7 |
Акцизы | 6.4 | 7.6 | 6.9 | 7.5 | 4.1 | 3.3 | 2.8 | 2.6 |
Таможенные пошлины | 8.8 | 10.4 | 8.4 | 9.9 | 14.3 | 20.5 | 22.9 | 19.2 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 3.0 | 4.1 | 8.6 | 8.6 | 9.6 | 11.5 | 11.9 | 9.9 |
ЕСН | 20.4 | 20.1 | 19.4 | 19.1 | 17.8 | 14.9 | 14.7 | 15.3 |
Прочие налоги | 22.4 | 13.6 | 15.9 | 14.2 | 12.5 | 5.6 | 5.6 | 5.9 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|