Налоговая политика России в период глобального экономического  кризиса
 

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами ухудшает инвестиционный климат страны, соответственно происходит, уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент. Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Она является частью ее финансовой и экономической политики, меняется под влиянием социальной, политической и экономической обстановки в стране.

Как уже говорилось, в теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:

1. политика максимальных налогов, по принципу «взять все, что можно»;

2. политика разумных налогов, способствующая максимальному

развитию предпринимательства;

3. политика высокого уровня налогообложения при значительной

социальной защите населения.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на не-нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.

Рис.3. Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)

При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).

Таблица 1.

Структура налоговых доходов бюджетной системы

% к итогу

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Налоговые доходы всего

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

Налог на прибыль

15.1

16.1

12.0

11.5

14.4

16.8

17.1

17.9

НДФЛ

6.6

8.0

9.3

10.0

9.5

8.9

9.5

10.5

НДС

17.4

20.1

19.6

19.3

17.8

18.6

15.5

18.7

Акцизы

6.4

7.6

6.9

7.5

4.1

3.3

2.8

2.6

Таможенные пошлины

8.8

10.4

8.4

9.9

14.3

20.5

22.9

19.2

НДПИ и налоги на природные ресурсы

3.0

4.1

8.6

8.6

9.6

11.5

11.9

9.9

ЕСН

20.4

20.1

19.4

19.1

17.8

14.9

14.7

15.3

Прочие налоги

22.4

13.6

15.9

14.2

12.5

5.6

5.6

5.9

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.