Один из ключевых пунктов Положения — предусмотренный в нем дифференцированный подход к постановке на учет в зависимости от активного или пассивного участия в деятельности на территории Российской Федерации и степени вовлеченности иностранных юридических лиц в предпринимательскую деятельность России.
В зависимости от указанных факторов объем требований к иностранному юридическому лицу при постановке на учет колеблется от максимальных при осуществлении деятельности, подпадающей под критерии постоянного представительства, до минимальных для лиц, представляющих интересы иностранных юридических лиц. В отдельных случаях учет в налоговых органах может быть осуществлен на основе только лишь уведомлений.
Другой важный момент, связанный со степенью и характером участия иностранных юридических лиц в деятельности в России, — учет иностранных организаций в налоговых органах может осуществляться как с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без него.
Еще одним новшеством является предоставленная иностранным юридическим лицам возможность постановки на учет в целях расчетов по налогу на добавленную стоимость. В целях неудержания НДС у источника выплаты или получения возмещения по НДС они могут обратиться в соответствующую налоговую инспекцию для получения ИНН.
В Положении впервые регламентирован порядок учета дипломатических и международных организаций, постоянно действующих на территории Российской Федерации. Учет иностранных юридических лиц может быть осуществлен в связи с открытием ими счетов в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. При этом данный аспект имеет самостоятельное значение и рассматривается вне зависимости от аналогичных положений существующих нормативных актов, не связанных непосредственно с вопросами ведения учета налогоплательщиков.
Положение определило, что учет иностранных юридических лиц, не имеющих отделений в России, открывающих рублевые или валютные счета в уполномоченных банках на территории России, производится на основании уведомлений, направляемых иностранным юридическим лицом либо уполномоченным им по доверенности банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете соответствующий уполномоченный банк. Уведомление должно быть направлено до открытия счета.
Этот пункт Положения впервые дает возможность иностранным юридическим лицам открывать счета в банках без регистрации представительств, создание которых было чисто формальным. Это вело, с одной стороны, к усложнению процедуры открытия счета, а с другой стороны, — к появлению фиктивных представительств, которые затем исчезали, создавая проблемы для налоговых инспекций.
Введение нового Положения позволило создать единый реестр иностранных юридических лиц, имеющих отделения на территории Российской Федерации, так как присвоение порядкового номера налогоплательщика, используемого в структуре идентификационного номера налогоплательщика, будет осуществлять непосредственно Госналогслужба России.
Важное значение для деятельности филиалов иностранных юридических лиц в Москве имело сближение толкования термина "постоянное представительство" в Инструкции № 34 с его толкованием в международных налоговых соглашениях. Это привело к изменению статуса филиала инофирм в Москве. До выхода Инструкции № 34 к ним предъявлялись такие же требования, как и к российским юридическим лицам со 100%-ными иностранными инвестициями, то есть они были обязаны вести бухгалтерский учет по методике Министерства финансов России и отчитываться перед налоговыми инспекциями путем предоставления бухгалтерского баланса, а не налоговой декларации и на учете они состояли в территориальных налоговых инспекциях. После выхода новой Инструкции в вопросах учета и отчетности они приравнены к представительствам.
Положительным моментом, как подтверждает практика, является введение налогового учета в отделениях инофирм. Как известно, на иностранные юридические лица не распространяется обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами Минфина России. Вместе с тем, как показала практика налогообложения, для обеспечения своевременности и правильности уплаты налогов, одинакового понимания налогоплательщиками и налоговыми органами методов расчета налоговых обязательств и единообразного их применения налоговыми органами требуется определенная формализация процесса учета хозяйственных операций в отделениях иностранных юридических лиц и расчета налоговых обязательств.
В связи с этим в Инструкцию введен раздел о налоговом учете в отделениях иностранных юридических лиц. Были разработаны соответствующие формы учета доходов и расходов, формы различных ведомостей. Их заполнение не вызывает трудностей. Значительно упростился процесс документальной проверки представительств, сократилось время ее проведения.
Впервые в Инструкции введено положение о необходимости представления уведомления об источниках доходов в налоговые органы иностранным юридическим лицом, имеющим источник доходов на территории Российской Федерации, или его уполномоченным представителем.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|