Порядок косвенного налогообложения в Японии
 

С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено пря­мое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов. [1]

Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.[2]

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. В связи с интернационализацией хозяйственной жиз­ни, ростом международного разделения труда, разделени­ем транснациональных монополий, изменением структу­ры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоян­но снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более. [1]

Акцизное налогообложение в Японии имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогооб­ложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматри­вался как один из основных источников налоговых поступлений. [5]

Необходимо отметить и существование специальных налогов на нота­риат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

Центральным звеном реформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского на­лога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value

added

tax

), широко применяемый в странах Западной Европы. Этим налогом облагаются в принципе любые (за исключением ряда прямо назван­ных в законодательстве случаев) сделки по продаже това­ров и оказанию услуг. Первые практические шаги к введению данного нало­га сделаны и в Японии. [1]

Налог уплачивается на различных стадиях производст­ва и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное зна­чение:

1. Четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки про­изводства;

2. В процессе расчетов по налогу государство получа­ет сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи ма­кроэкономического программирования;

3. Государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному платель­щику полной суммы налога.

Налог на добавленную стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудя­щихся и чреват инфляционными последствиями.

Введение данного налога стало причиной потери пра­вящей либерально-демократической партией абсолютно­го большинства мест в палате советников. Хотя новое правительство Японии заявило, что пересмотрит правила и нормы взимания указанного налога, но ни о каком су­щественном его пересмотре речь не идет, т. к. 3%-ный потребительский налог является одним из важнейших ис­точников пополнения бюджета.

Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны. Согласно классификации ОЭСР к налогам на потребле­ние относятся общие налоги на потребление (налог на до­бавленную стоимость, налог с продаж на отдельных ста­диях движения товаров и услуг) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы): на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо и транспорт.

Налог на добавленную стоимость позволит точно и быстро проводить налоговые операции с помощью со­вершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического оснащения использование VAT невозможно). Кроме того, введение налога на добав­ленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий рынок. НДС способен значительно увеличить по­ступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

Налог на добавленную стоимость представляет косвен­ный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределитель­ного цикла и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в об­рабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.

Перейти на страницу: 1 2

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.