Налогообложение имущества в развитых странах осуществляется на основе двух групп налогов: общих налогов на личное состояние и налогов на конкретные виды имущества.
Налогом на личное состояние облагается стоимость имущества физических лиц за вычетом обязательств, возникающих в связи с владением имуществом. Оценка имущества производится на основе рыночной стоимости, определяемой в соответствии с методами, установленными законом. Как правило, от обложения налогом на личное состояние освобождаются мебель и иная домашняя утварь, произведения искусства, патенты, страховые полисы, определенные виды частных коллекций, транспортные средства личного пользования, а также здания, строения, земельные участки в тех случаях, когда они подлежат обложению специальными налогами.
Налог на личное состояние может взиматься либо по единой ставке, либо в соответствии со шкалой прогрессивного налогообложения. Единая ставка налогообложения применяется в Германии, Бельгии, Исландии и Люксембурге. Система прогрессивного налогообложения действует в Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании и Швейцарии. В других развитых странах указанный вид налогообложения не применяется. Важная особенность этого налога заключается в достаточно высокой первоначальной сумме, с которой начинается обложение, а также значительные льготы, предоставляемые различным категориям плательщиков. В структуре общих налоговых поступлений доля налогов на личное состояние редко превышает 0,5%. Единственной страной, где доля этого налога существенна, является Швейцария. В начале 90–х гг. доля налогов на личное состояние в общем, объеме налоговых поступлений в этой стране составляла около 2,2%, что объясняется особой спецификой швейцарской налоговой системы.
С налогом на личное состояние в принципе сходна система ежегодного налогообложения имущества юридических лиц. Эти налоги объединяет объект налогообложения – имущество – за вычетом обязательств, связанных с его владением или распоряжением, и иных предоставляемых льгот. Поступления по данному виду налогов в общем, объеме налоговых поступлений к началу 90–х гг. составляли: в Люксембурге – 2,93%, в Швейцарской Конфедерации – 1,49%, в Германии – 0,9%, в Канаде – 0,85%, в Австрии – 0,65%, в Норвегии – 0,35%, в Финляндии – 0,02%, в Швеции – 0,01%. В остальных странах ОЭСР систем единого налогообложения имущества юридических лиц не существует.
Специальные налоги на отдельные виды имущества отличаются чрезвычайным разнообразием. Чаще всего, этими налогами облагаются жилые дома, строения, сооружения и установки, застроенные и незастроенные земельные участки, средства транспорта (грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, моторные лодки, самолеты и др.).
Все поимущественные налоги относятся к региональным или местным налогам, однако, по обыкновению, на центральном (федеральном, конфедеративном) уровне осуществляется общая регламентация их взимания. Специальные поимущественные налоги являются исторически самыми устоявшимися налогами. Доля поступлений по этим налогам в общем, объеме налоговых поступлений в развитых странах сильно различается. Так, если в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии эта доля составляет свыше 10%, то в Бельгии, Греции, Австрии, Италии, Люксембурге, Турции, Финляндии, Швейцарии и Швеции, Испании она не превышает 1%. К странам с высокой долей поступлений по налогам на отдельные виды имущества относятся: США – (свыше 9%), Канада – (свыше 8%), Новая Зеландия – (около 6%), Австралия – (почти 5%), Ирландия – (2,5%), Франция – (около 2,01%).
Наибольшую долю поступлений по поимущественному налогообложению дают налоги, взимаемые с недвижимости, условия обложения и ставки которых обычно связаны с материалом строений, способом крепления к земле, размерами и назначением. Как правило, различаются системы налогообложения жилых домов и строений промышленного или иного хозяйственного назначения.
Налогообложение земельных участков различается в зависимости от хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве, и незастроенных земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного назначения. Ставки этих налогов обычно устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. От этих налогов освобождаются объекты, находящиеся в государственной собственности, в собственности органов местного самоуправления, а также в собственности ряда организаций, список которых устанавливается законодательно.
|