В. В. Бурцев при разработке стандартов контроля предлагает следующие этапы контроля с выделением внутри этапов стадий контроля;
Этап 1. Подготовка контроля:
- стадия 1—предварительное (первичное) планирование;
- стадия 2—обследование (предварительный обзор);
- стадия 3—планирование.
Этап 2. Проведение контроля:
- стадия 1—осуществление контрольных процедур по существу и получение контрольных доказательств;
- стадия 2—отчетность по результатам контроля.
Этап 3. Реализация результатов контроля:
- стадия 1—доведение результатов контроля до заинтересованных лиц;
- стадия 2—проверка принятия мер по результатам контроля [12, с. 245-278].
Наконец, Е. В. Поролло считает, что налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием налоговой отчетности;
- осуществление камеральных проверок;
- начисление платежей к уплате;
- контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
- проведение документальных проверок;
- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов [41, с. 135].
Таким образом, приведенные выше мнения ученых позволяют определить те критерии, при помощи которых можно разграничить организацию контрольной деятельности налоговых органов на отдельные этапы. Учитывая однородность задач и осуществляемых в ходе каждого этапа действий, состав участников, методы и формы контрольной деятельности, а также состав документов, оформляющих итоговые результаты, можно выделить следующие этапы налогового контроля в целом (Приложение 2):
Этап 1. Проведение учета организаций и физических лиц в налоговых органах
На данном первоначальном этапе деятельности налоговых органов предполагается, что каждый налогоплательщик (или его налоговый агент) должен быть зарегистрирован в налоговых органах по основаниям, установленным налоговым законодательством. Целью постановки налогоплательщика на учет является прежде всего получение информации о налогоплательщике и его имуществе, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля (в том числе юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно правовой форме организации-плательщика и др.). Результатом учета становится создание и ведение единого реестра налогоплательщиков.
Этап 2. Подготовительный этап осуществления налогового контроля
Эффективность налогового контроля, которая во многом определяет (или должна определять) поступление налоговых доходов в бюджеты различных уровней, предполагает получение качественных результатов при минимальных затратах на подготовку и осуществление контрольных мероприятий, что достигается прежде всего качественным планированием и организацией деятельности налогового органа. Поэтому на данном этапе должны выполняться следующие действия:
- определение цели и сроков проведения мероприятий налогового контроля;
- составление планов проведения мероприятий налогового контроля на определенный период времени;
- отбор организаций и физических лиц, в отношении которых предполагается проведение мероприятий налогового контроля;
- предварительное ознакомление с состоянием расчетов налогоплательщика с бюджетами (внебюджетными фондами), в отношении которого предполагается проведение мероприятий налогового контроля (наличие задолженности по уплате налогов или сборов, предоставление отсрочек, рассрочек или налоговых кредитов, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности и т. д.);
- анализ и оценка экономических характеристик деятельности налогоплательщика (объем выручки, объем продаж, вид деятельности, число работников и т. д.);
- выбор форм и методов соответствующей контрольной деятельности;
- подбор исполнителей (специалистов) и их инструктаж;
- составление плана проведения конкретного мероприятия налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|