По результатам своей контрольной деятельности нижестоящие налоговые органы предоставляют отчеты вышестоящим, которые, в свою очередь, обобщают практику работы налоговых органов, вносят предложения по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных актов, разрабатывают методические рекомендации по применению законодательных норм.
Что касается контролируемых субъектов—налогоплательщиков, то они имеют также определенный круг полномочий. Так, при проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц уполномоченных органов проведения налоговых проверок с периодичностью и в порядке, установленными законодательно; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля соответствующими органами в ходе выездных проверок; обжаловать неправомерные действия должностных лиц и решения органов налогового контроля и др.
Помимо прав на налогоплательщиков возложен целый комплекс обязанностей, выполнение которых призвано обеспечить эффективность осуществляемых контрольных действий налоговыми органами, например, обязанности вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; предоставлять в налоговые органы в установленном порядке налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность по налогам, которые они обязаны уплачивать, предоставлять налоговым органам необходимые для осуществления контрольных мероприятий документы; выполнять законные требования по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать выполнению должностными лицами уполномоченных органов своих служебных обязанностей в сфере налогового контроля.
Неотъемлемым атрибутом организации контрольной деятельности налоговых органов являются документы налогового контроля. Результаты контрольной деятельности уполномоченных органов должны быть зафиксированы в документальном виде, после чего они приобретают свое формально-юридическое значение. Документы налогового контроля выполняют фиксационную, информационную, правоустанавливающую и доказательственную функции. В. М. Горшенев и И. Б. Шахов совершенно справедливо отмечали в свое время: “…официальное документальное закрепление добываемых результатов является неотъемлемым компонентом любого контрольного производства, отражающим его формально-юридический аспект. Оно осуществляется исключительно при помощи строго установленной системы официальных правовых документов, характеризующихся прежде всего тем, что они предусматриваются в конкретных законодательных актах” [41, с. 125].
Все документы налогового контроля должны быть составлены на основе соблюдения предъявляемых к ним требований:
1) документ должен быть принят на основе и во исполнение норм налогового законодательства, т. е. иметь подзаконный характер;
2) документ должен быть принят налоговым (таможенным) органом в пределах предоставленных ему полномочий;
3) документ должен иметь установленную форму и быть принят в порядке, предусмотренном налоговым законодательством;
4) документ должен содержать властные индивидуально-конкретные предписания, обращенные к определенным лицам (организациям или физическим лицам);
5) документ должен вызывать возникновение, изменение или прекращение определенных налоговых правоотношений;
6) документ должен содержать факты и сведения о деяниях (действии или бездействии) обязанных лиц, а также их правовую оценку;
7) в случае необходимости принятия мер принудительного характера документ должен содержать указание на конкретные виды действий уполномоченных органов, которые должны быть совершены [41, с. 129].
Помимо этого содержание документов налогового контроля должно соответствовать требованиям объективности, обоснованности, полноты, комплексности, четкости, лаконичности, доступности и системности изложения.
В зависимости от непосредственного назначения в динамике контрольного процесса В. М. Горшенев и И. Б. Шахов разделяли документы контроля на исходные, промежуточные, завершающие и информационные. Применяя данную классификацию к документам налогового контроля, можно установить, что в качестве исходных документов выступают такие, например, как решение о назначении выездной налоговой проверки, промежуточными документами являются протоколы отдельных процессуальных действий налогового контроля (например, протокол осмотра помещения налогоплательщика), завершающими—такие как акты налоговых проверок, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; информационными документами являются документы, направляемые в налоговые органы другими государственными органами и организациями.
|