- стремительному росту прибылей и производства в сырьевом секторе, что привело к увеличению спроса на прокатное, сталеплавительное, агломерационное, горнодобывающее оборудование, буровые установки, станки, деревообрабатывающие линии отечественного производства;
- усиление экспортной ориентации сырьевых отраслей способствовало процессу замены и модернизации устаревшего и изношенного оборудования;
- рост тарифов на железнодорожные перевозки повысил рентабельность данной отрасли и тем самым позволил железнодорожникам ускорить обновление парка;
- повышению инвестиционной активности способствовало сокращение объемов бартерных сделок и оплаты продукции малоликвидными средствами, что обусловило превращение номинальных прибылей машиностроительных предприятий в реальные;
- усиление военных действий в Чечне обеспечили рост оборонного заказа, что загрузило мощности предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). [18]
Таблица 2.1.3 - Основные показатели роли предприятий машиностроения и металлообработки в экономике страны.
Доля в ВВП, % | 18 |
Доля в общем объеме промышленной продукции, % | 20 |
Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал, % | 3,3 |
Доля в иностранных инвестициях, % | 2,6 |
Количество предприятий, тыс. шт. | 55 |
Общее количество занятых, млн. чел. | 8,5 |
Годовой оборот, млрд. $ | 55 |
Доля в общем объеме экспорта России, % | 9,23 |
Доля в общем объеме импорта России, % | 26,9 |
Коэффициент обновления, % | 0,7 |
Таким образом, продукция машиностроительного комплекса формирует 18% Российского ВВП, 20% общего объема производимой промышленной продукции. С одной стороны, в общем объеме производства промышленной продукции эта доля является достаточно значительной (все таки четверть), однако по сравнению с 30-40%, производимыми советским машиностроением, и 30-50%, приходящимися на машиностроительную продукцию развитых стран, на современном этапе нельзя назвать отечественное машиностроение успешным.
Падение объемов производства машиностроительной продукции негативно влияет в целом на промышленность и на экономику страны, что не может не беспокоить Правительство РФ. Подготовка и реализация комплекса мер по развитию отечественного машиностроения должны снять ограничения, препятствующие его развитию в настоящих условиях.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|