2) государственное регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Но есть и другие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Как быть с ними? Речь идет, прежде всего, о товарах и услугах коллективного пользования. И особенно о таких, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения - это национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. Общественный товар отличается от частного тем, что достается всем потребителям примерно поровну, в одинаковых объемах. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции. Финансирование их ложится на центральный и местный бюджеты. Государственный бюджет должен быть достаточен для компенсации внешних эффектов и объемов поставки общественных товаров. Правда, в ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных. Есть немало услуг, имеющих признаки и тех, и других. Например, таковым является высшее образование. Его услуги, с одной стороны, близки к общественному товару (студенты потребляют их коллективно и поровну), а с другой — к частному, поскольку знания потребляются на основе рыночных отношений. В условиях рыночной экономики необходим компромиссный вариант развития высшего образования: доступные для всех университеты сосуществуют с частными университетами, пользующимися государственной поддержкой в виде льготного налогообложения. Для формирования государственного бюджета, идущего на покрытие объемов поставок общественных товаров, устанавливается прогрессивный подоходный налог. Это значит, что миллионер, уплатив налог, должен оценить потерю точно так же, как и владелец небольшой суммы денег;
3) обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена — свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве.
Проблемы, которые только что охарактеризованы, представляют минимально необходимую границу государственного вмешательства. Ниже этой планки оно опуститься не может хотя бы потому, что трудно себе представить рынок, исправно функционирующий в экономике, где нет денег, отсутствует правительство и постоянно нарастает дефицит ресурсов.
Если обратиться к экономической действительности, то обнаружатся новые области жизни, в которых механизм рынка не дает нужных обществу эффектов. Поэтому можно увидеть иные мотивы участия государства в хозяйственных процессах. Например, рыночное распределение товаров не обеспечивает благосостояния всех членов общества. С точки зрения рынка справедливыми считаются высокие доходы преуспевающих фирм и низкие доходы фирм-банкротов. С позиций рыночной этики тут все абсолютно справедливо. К тому же есть еще инвалиды, старики, дети.
Чисто рыночное распределение не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Но без соблюдения прав человека нет ни демократического общества, ни соответствующей ему экономики. То, что справедливо в распределении благ с точки зрения рынка, часто несправедливо в общечеловеческом смысле. Для общественного признания этого факта в странах с развитой рыночной экономикой понадобилось немало времени. Этот процесс завершился расширением экономических функций государства. И оно активно включилось в перераспределение доходов. Острые социальные конфликты были ослаблены.
Возьмём еще один пример. Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, даже для тех, кто может и хочет работать. В рыночной экономике неизбежна безработица. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержания полной занятости, сокращения безработицы. Хотя полного решения этой проблемы оно никогда не достигает. Даже командно-идеологические методы перемещения трудовых ресурсов - не лучший вариант решения проблем занятости.
Рынок не может обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования производства. Он не дает необходимого эффекта при осуществлении крупных инвестиций. Речь идет о фундаментальной науке, о капитальных вложениях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию пока что с неопределенной нормой прибыли. Здесь не обойтись без вмешательства государства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.
Перейти на страницу: 1 2 3
|