Источники правового регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам. Сущность, принципы и цели внешнеторговой политики России
 

Крупнейшие выразители внешнеэкономических интересов имеют свои исследовательские учреждения, печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связи с общественностью. Одним из инструментов воздействия организованных внешнеэкономических интересов на принятие решений и их исполнение государственными органами власти является лоббизм. Лоббисты стремятся предоставить профессиональным политикам и чиновникам информацию, аргументы и проекты решений, выгодные тем, кого эти лоббисты представляют. Не менее важным, чем лоббизм, средством воздействия групп по интересам на государственное регулирование ВЭД является личное замещение представителями таких групп должностей в законодательных, исполнительных, судебных органах и государственных банках. Представителю объединения, пользующемуся его финансовой и организационной поддержкой, голосами сторонников, значительно легче занять место в государственном аппарате. По мере того как эти группы набирают силу, государственный аппарат вынужден сотрудничать с ними. Во-первых, им удобно, когда с самого начала подготовки закона, постановления, любого другого документа, мероприятия квалифицированные эксперты предоставляют информацию, помощь, берут на себя черновую работу. Во-вторых, жизненная необходимость превращает государственные органы управления в естественных партнеров объединений и ассоциаций. Так, министерство внешних экономических связей и торговли не может обойтись без постоянного контакта с объединениями экспортеров и импортеров. Объединения по внешнеэкономическим интересам связаны с политическими партиями и и оказывают определенное влияние на их успех на выборах, поскольку являются одними из их спонсоров. В случае успеха партии на выборах элементы ее партийной программы, в том числе и раздел по концепции государственного регулирования ВЭД, находят отражение в правительственной программе, проводить которую в жизнь будут субъекты государственного регулирования ВЭД - исполнители групповых внешнеэкономических интересов. Главная задача государства в современных условиях - выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. В принципиальном плане выбор в России модели <открытой> экономики и либерализации ВЭД явился, безусловно, правильным. Однако в толковании самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой <шоковой> либерализации ВЭД и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной, преобразующей роли государства. В реальной политике российского руководства эти два подхода постоянно смешивались и сталкивались. Меры по <шоковому> открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Нескоординированными были действия в области ценовой, валютной и экспортно-импортной политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, оказались кардинально ослаблены их конкурентные возможности на внешних рынках, что негативно сказалось на объеме российского экспорта. Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель ВТП. Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе современного таможенного законодательства России. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через ВЭД рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики. Следовательно, в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта, подготовить Закон "0 государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности: 1)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.