Вступивший в силу Федеральный закон от 21.07.97 №119-ФЗ "Об исполнительном производстве" определил, что продажа имущества должника, в том числе недвижимого, осуществляется специализированной организацией. Такой организацией и является Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации, руководством которого принято решение до формирования территориальных подразделений провести конкурс по отбору и аккредитации уполномоченных организаций. Проведение такого конкурса — первый этап в создании прозрачной и контролируемой государством системы оценки и реализации имущества организаций -должников.
Принципы построения такой системы содержатся в концепции собственной региональной политики Федерального долгового центра при Правительстве РФ, которая предусматривает три основных этапа организации работы на территории России. Проведение на первом этапе вышеупомянутого конкурсного отбора и аккредитация уполномоченных организаций позволит оставить в данной сфере деятельности организации, всесторонне подготовленные к ней во всех отношениях. Имеется в виду наличие установленных законодательством лицензий, необходимых кадров и материально-технических возможностей. Предпочтение при подведении итогов конкурса будет отдаваться организациям, которые наряду с прочими условиями положительно зарекомендовали себя ранее в работе с местными фондами государственного имущество, органами налоговой полиции и Службой судебных приставов.
На территории всех субъектов Российской Федерации будут определены организации-координаторы, способные наряду с оценкой и реализацией имущества исполнять некоторые задачи централизации процесса на данной территории. Отношения Центра с организациями-координаторами будут отражены в соответствующих соглашения, содержащих требования к методической работе, учету результатов и отчетности на данной территории.
На этом же этапе планируется приступить к созданию территориального подразделения Центра в г. Москве. На примере московского территориального подразделения будут отработаны принципы взаимоотношений Центра с его территориальными подразделениями в регионах Российской Федерации, создание которых станет вторым этапом организации работы Федерального долгового центра.
Пролонгация договоров с уполномоченными организациями на втором этапе будет зависеть от результатов их деятельности и .конкретной обстановки, складывающейся в регионе.
Говоря о территориальных подразделениях Федерального долгового центра, следует упомянуть и о создании таковых на территориях государств ближнего, а в случае необходимости, и дальнего зарубежья. В этой связи планируется использовать уже имеющиеся возможности торговых представительств, других государственных организаций и их специалистов.
На третьем этапе мы предполагаем довести сеть филиалов Федерального долгового центра до состояния, когда она будет обеспечивать наиболее эффективную работу по реализации имущества, созданию единого информационного пространства, контроля за уполномоченными организациями. Необходимо, чтобы количество филиалов было достаточным для организации работы с надлежащим качеством, с учетом экономического развития и "долгового благополучия" того или иного региона. Иными словами, филиалы будут функционировать там, где они действительно необходимы и, следовательно, смогут оправдать свое существование. Не исключено, что в ряде случаев будут продолжать работать только уполномоченные организации-координаторы, выполняя отдельные задачи филиалов Федерального долгового центра.
Возвращаясь к вопросу о предмете деятельности Федерального долгового центра при Правительстве РФ, хотелось бы затронуть еще одну очень важную и болезненную тему для российской экономики.
Как известно, одним из аспектов проблемы неплатежей является наличие гигантских задолженностей предприятий друг перед другом. Положение дел в данном вопросе вызвало к жизни такое явление, как осуществление всевозможных зачетных схем. Последствиями проведения подобных операций становятся громадные потери для бюджета. Реализация арестованной дебиторской задолженности и создание рынка долговых обязательств — отдельное направление в работе Федерального долгового центра при Правительстве РФ. Правовая база формирования рынка долгов заложена в приказе Минюста России от 03.07.98 № 76, утвердившем Временную инструкцию о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников. Формирование такого рынка позволит упорядочить взаимоотношения между его участниками, стимулировать своевременные расчеты между предприятиями и принести дополнительные средства в бюджет.
Перейти на страницу: 1 2 3
|