Рассматривая конкурентоспособность, в частности конкурентоспособность машиностроительного комплекса России, следует выделить несколько позиций:
- конкурентоспособность продукции;
- конкурентоспособность предприятия;
- конкурентоспособность отрасли;
- глобальная конкурентоспособность страны.
Чтобы представить общее конкурентное положение машиностроительной отрасли как комплекса, существенно влияющего на национальную экономику, сначала следует представить позиции страны России в глобальной конкурентоспособности. Как экономическая категория этот термин определяет способность страны соперничать (выстоять) на мировом рынке и характеризует ее положение в системе мирохозяйственных связей. Усиление процессов глобализации вовлекает в сферу конкуренции не только рынки сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает вопрос оценки позиций России не только в рейтингах конкурентоспособности, но и определение ее положения на международном рынке инвестиций.
В наиболее известных рейтингах конкурентоспособные позиции России оцениваются следующим образом: 43-е место по оценке Международного института развития менеджмента, 64-е по индексу растущей конкурентоспособности и 58-е – в ранжировании стран по показателю микроэкономической конкурентоспособности, оцениваемому под эгидой Всемирного экономического форума. В последний показатель входит 75 стран, лидерами являются Финляндия (1-е место) и США (2-е место). [10]
Оптимальное использование сильных сторон России (научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы) позволят повысить ее конкурентоспособные возможности. Что касается отраслей конкурентоспособности, то здесь лидирующие позиции могут занять такие сферы, как аэрокосмическое производство, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли ВПК.
Конкурентоспособность машиностроения характеризует его способность существовать и развиваться в данной стране, соответствовать существующему спросу на машиностроительную продукцию по составу подотраслей, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции, его качественным и ценовым характеристикам, а также одновременно способствовать росту благосостояния занятых в ней работников и государства в целом.
В связи с тем, что машиностроение состоит из ряда подотраслей, производящих разнородную продукцию, следует остановиться на оценке конкурентоспособности товаракак конкретного объекта. [56] Где, конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки. Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно- технического прогресса.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|