Оценка конкурентоспособности отрасли
является исходным пунктом для разработки макроэкономических мер, направленных на повышение ее уровня. Принципиальная возможность такой оценки на уровне отрасли связана с общностью функций, выполняемых предприятиями отрасли в экономике, со сходной реакцией на действия инструментов промышленной политики, с существующей системой обобщения статистической отчетности. [14]
Определение конкурентоспособности отрасли национальной экономики является экономически целесообразным проводить по отношению к определенному страновому рынку. Отрасль не может быть конкурентоспособна на всем мировом рынке в одинаковой мере, что обусловлено особенностями спроса на каждом страновом рынке, промышленной и внешнеэкономической политикой государства, включая и международные соглашения о внешней торговле, составом и качественным состоянием аналогичной отрасли в стране, где расположен целевой рынок. Исходя из этого, оценку конкурентоспособности целесообразно производить на тех рынках, где отрасль присутствует значительно либо стремится расширить свое присутствие.
В подходах отечественных и зарубежных авторов встречаются два критерия рыночной (реальной) конкурентоспособности отрасли национальной экономики.
Первым является вовлеченность отрасли во внешнюю торговлю, что отражает способность ее предприятий конкурировать без поддержки государственной протекционистской политики с аналогичными зарубежными отраслями.
Вторым критерием, часто упоминаемым в отечественной и зарубежной литературе, служит уровень присутствия отрасли на каждом из приоритетных страновых рынков сбыта, что характеризует соответствие выпускаемых товаров существующему спросу на машиностроительную продукцию, предъявляемому на рынке определенной страны.
Первому критерию соответствуют показатель удельного веса экспорта продукции отрасли в общем объеме экспорта за год (9,04% за 2002г.), а также территориальная структура экспорта, характеризующая диверсифицированность экспортной торговли.
В рамках структурного анализа оценивается доля экспорта машиностроительной продукции в промышленно развитые страны, выпускающие значительную часть мировой машиностроительной продукции. На их страновых рынках интенсивность конкуренции является наиболее высокой, а возможность воспользоваться государственной поддержкой минимальна.
Оценка конкурентоспособности машиностроительного комплекса России обусловлена его ролью в национальной экономике как отрасли, во многом определяющей рост промышленного производства, существенно влияющей на занятость в национальной экономике, обеспечивающей значительную часть налоговых поступлений и валютной выручки.
Конкурентоспособные возможности подотраслей машиностроения
основывается на изучении показателей, позволяющих упорядочить виды изделий с учетом изменения значимости отдельных факторов экономики и влияющих на конкурентоспособность производимой продукции. Так, платежеспособный спрос менее влиятелен для криогенного оборудования (кислородо- и азотодобывающее оборудование), кабелей, электродвигателей и другой продукции электротехники, часов и приборов времени, легковых автомобилей и автобусов, товаров строительно-дорожного машиностроения. Фактор основного капитала определяет по значимости фактор оборотного капитала, что вызывает необходимость смещения нынешних приоритетов эффективного развития предприятий в сторону увеличения инвестиций в основной капитал. Наименьшее воздействие данного фактора – на криогенное и текстильное оборудование, дизели, швейные машины и магистральные электровозы, наибольшее – на приборостроение и часть продукции автомобилестроения. Ресурсоемкость, издержки производства меньше влияют на изделия подъемно-транспортного машиностроения, тракторо- и станкостроения, легкого, текстильного и строительно-дорожного машиностроения. Наибольшее влияние этого фактора – в энергетическом, тяжелом и транспортном машиностроении.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|