Выделяют также ряд ограничений, воздействие которых можно упорядочить во времени. В текущем периоде и краткосрочной перспективе для многих укрупненных видов оборудования таким ограничителем является фактор основного капитала, и, прежде всего, износ технологического оборудования. Сюда относится большая часть продукции автомобилестроения, энергомашиностроения, приборостроения и железнодорожного машиностроения. Это ухудшает пока еще неплохой потенциал данных отраслей. В то же время, имеются ограничивающие факторы, не связанные с массированными инвестициями в основной капитал. Среди них – неудовлетворительные дизайн и упаковка, некачественное сырье, низкий уровень технологической дисциплины и квалификации персонала, несовершенная структура товарного рынка и маркетинг.
В среднесрочной перспективе с проблемой основного капитала сталкиваются подъемно-транспортное, строительно-дорожное, частично энергетическое и химическое машиностроение. Низкий уровень НИОКР становится сильным ограничителем при выпуске товаров электротехнической промышленности, химического машиностроения, и части продукции автомобилестроения. В долгосрочном периоде существенным сдерживающим фактором будет уровень НИОКР для изделий строительно-дорожного, подъемно-транспортного и химического машиностроения, а тек же для легкой и текстильной промышленности. [5, 61]
Повышение конкурентоспособности подотраслей, а соответственно и экспортного потенциала отечественного машиностроения невозможно без привлечения в отрасль крупных инвестиций, а их в свою очередь проблематично привлечь при нынешнем уровне инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса. К сожалению, рентабельность подотраслей машиностроения в 12,5% сегодня не заинтересовывает ни иностранных, ни национальных инвесторов вкладывать свой капитал, так как отдачу они получат только через 10 лет. Инвестирование же нефтяного сектора при рентабельности в 35-80% окупается уже через 3 года. [18, 62]
Можно по-разному относиться к уровню конкурентоспособности отечественной экономики, однако, будет не вполне несправедливым оспаривать факт, что уже сегодня в России есть целые сферы производства (путь и "очаговые"), готовые на равных конкурировать не только на рынках развивающихся стран, но в ряде случаев и с продукцией признанных мировых производителей. И чтобы не растерять этот потенциал, необходима детальная разработка путей поддержания и улучшения имеющегося уровня конкурентоспособности этих сфер с помощью привлечения инвестиционных ресурсов. Однако не следует забывать и о тех подотраслях машиностроения, продукция которых имеет низкую степень конкурентоспособности, чтобы не допустить резкого спада производства таких предприятий, что может грозить увеличением импортозависимости по группам товаров этих подотраслей (например, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|