- технологический аспект – развитие ресурсов производства (науки, производственного аппарата и человеческого фактора);
- организационно-хозяйственный и социально-экономический аспекты – совершенствование форм управления и организации предприятия в рыночной экономике, приведение их в соответствие с развитием технологического аспекта. [52]
В зависимости от конкурентоспособности и наукоемкости выпускаемой продукции можно выделить четыре уровня развития машиностроительного комплекса (приложение В, таблица 1):
- производства четвертого технологического уклада, имеющие потенциал, в том числе и экспортный, для развития и совершенствования на уровне своего уклада. К производствам данного уклада относятся традиционные отрасли машиностроения – энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение. Здесь государственная поддержка может ограничиваться регулированием финансово-экономическими и институциональными рычагами, в зависимости от выбранных научно-технических приоритетов;
- производства четвертого технологического уклада (импортозамещающие), уже сформировавшиеся, где возможны лишь отдельные совершенствования преимущественно улучшающего порядка (улучшение качества и внешнего вида, упаковки, способов продвижения на рынки и др.) в зависимости от рыночной конъюнктуры, не требующие больших капитальных вложений и политики государственного вмешательства. Сюда можно отнести тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания;
- производства, наиболее приближенные к технологиям пятого технологического уклада (авиакосмическая промышленность, наукоемкое электромашиностроение, атомное машиностроение, промышленность телекоммуникаций и средств связи, в том числе электронно-информационный сектор, ракетостроение, оптическое приборостроение и другие производства, имеющие заделы для развития высоких технологий). Эти производства (преимущественно экспортоориентированные) более всего нуждаются в разных формах государственной поддержки (государственная научно-техническая политика, государственные целевые программы, государственные инновационные центры, свободные экономические зоны, льготная налоговая и кредитная политика и др.);
- производства третьего уходящего технологического уклада, производящие наиболее простую продукцию, которые продержатся на рынке, пока на эту продукцию будет спрос. [54, 64]
В среднесрочном периоде основными факторами развития отечественного машиностроения, создающими спрос на его продукцию, должны стать:
- техническое перевооружение и комплексная модернизация собственного производственного аппарата отрасли на базе отечественной, а возможно и преимущественно импортной техники (там, где это позволяет технологический процесс) с целью создания условий для выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции, прежде всего в наукоемких отраслях;
- техническое перевооружение действующего производственного аппарата других отраслей экономики России, на базе потребления прогрессивной как отечественной, так и импортной техники.
Развитие уровней, требующих разной степени государственной поддержки можно представить в виде следующей схемы:
Рисунок 3.2.1 – Основные направления повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса России.
Сегодня конкурентоспособными на рынке являются те отрасли, которые имеют, во-первых - конкурентную технологическую школу, во-вторых - конкурентную инфраструктуру и, в-третьих - конкурентную систему поддержки бизнеса. Поэтому конкурентное развитие российского машиностроения нужно рассматривать с позиции создания кластера, обеспечивающего подобное развитие.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|