Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса
 

- технологический аспект – развитие ресурсов производства (науки, производственного аппарата и человеческого фактора);

- организационно-хозяйственный и социально-экономический аспекты – совершенствование форм управления и организации предприятия в рыночной экономике, приведение их в соответствие с развитием технологического аспекта. [52]

В зависимости от конкурентоспособности и наукоемкости выпускаемой продукции можно выделить четыре уровня развития машиностроительного комплекса (приложение В, таблица 1):

- производства четвертого технологического уклада, имеющие потенциал, в том числе и экспортный, для развития и совершенствования на уровне своего уклада. К производствам данного уклада относятся традиционные отрасли машиностроения – энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение. Здесь государственная поддержка может ограничиваться регулированием финансово-экономическими и институциональными рычагами, в зависимости от выбранных научно-технических приоритетов;

- производства четвертого технологического уклада (импортозамещающие), уже сформировавшиеся, где возможны лишь отдельные совершенствования преимущественно улучшающего порядка (улучшение качества и внешнего вида, упаковки, способов продвижения на рынки и др.) в зависимости от рыночной конъюнктуры, не требующие больших капитальных вложений и политики государственного вмешательства. Сюда можно отнести тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания;

- производства, наиболее приближенные к технологиям пятого технологического уклада (авиакосмическая промышленность, наукоемкое электромашиностроение, атомное машиностроение, промышленность телекоммуникаций и средств связи, в том числе электронно-информационный сектор, ракетостроение, оптическое приборостроение и другие производства, имеющие заделы для развития высоких технологий). Эти производства (преимущественно экспортоориентированные) более всего нуждаются в разных формах государственной поддержки (государственная научно-техническая политика, государственные целевые программы, государственные инновационные центры, свободные экономические зоны, льготная налоговая и кредитная политика и др.);

- производства третьего уходящего технологического уклада, производящие наиболее простую продукцию, которые продержатся на рынке, пока на эту продукцию будет спрос. [54, 64]

В среднесрочном периоде основными факторами развития отечественного машиностроения, создающими спрос на его продукцию, должны стать:

- техническое перевооружение и комплексная модернизация собственного производственного аппарата отрасли на базе отечественной, а возможно и преимущественно импортной техники (там, где это позволяет технологический процесс) с целью создания условий для выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции, прежде всего в наукоемких отраслях;

- техническое перевооружение действующего производственного аппарата других отраслей экономики России, на базе потребления прогрессивной как отечественной, так и импортной техники.

Развитие уровней, требующих разной степени государственной поддержки можно представить в виде следующей схемы:

Рисунок 3.2.1 – Основные направления повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса России.

Сегодня конкурентоспособными на рынке являются те отрасли, которые имеют, во-первых - конкурентную технологическую школу, во-вторых - конкурентную инфраструктуру и, в-третьих - конкурентную систему поддержки бизнеса. Поэтому конкурентное развитие российского машиностроения нужно рассматривать с позиции создания кластера, обеспечивающего подобное развитие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.