Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса
 

Кластер – это практически сообщество так называемых лиц, принимающих решения на уровне правительства, на уровне федеральных и финансовых органов, на уровне руководства компании, на уровне сбытовых организаций. То есть, это такое сообщество, которое как бы курирует проект развития. Пятьсот крупнейших транснациональных корпораций, которые сегодня практически правят миром – это, прежде всего, кластер. Российские «олигархи» – это первые российские кластеры. Подобные кластеры, сочетающие финансовые, политические, технические решения – это своеобразный способ ведения конкурентной борьбы, позволяющий, прежде всего, удержаться на отечественном рынке, а также войти в глобальную систему экономики. [7, 49]

На сегодняшний день в российском машиностроении, в обрабатывающих отраслях таких кластеров нет. И, несмотря на то, что по некоторым направлениям научный задел в России ничуть не меньше, чем в других развитых странах это не обеспечивает нам конкурентных позиций. Поэтому необходимо вместо распыления средств на поддержку всех 55 тысяч машиностроительных предприятий создать условия для формирования, скажем, 100 действительно сильных корпораций. Однако при создании таких структур необходимо опираться на алгоритм, отработанный в западных странах (естественно с учетом специфики конкретных российских предприятий), вместо того, чтобы централизованно собирать директоров, главных конструкторов разных заводов и объявлять им, что они теперь они «в одной упряжке». Подобное объединение не является эффективным, так как каждый руководитель отвечает исключительно за свое предприятие в рамках нового и не нацелен на развитие нового образования. На западе же президенты компаний собираются в рамках клуба и добровольно определяют целесообразность объединения. Таким образом, создание кластеров является первым шагом на пути к повышению конкурентоспособности.

Как правило, машиностроительные заводы России не являются компаниями в рыночном понимании этого слова. Это всего лишь производственная составляющая будущей компании. Ключевым элементом в машиностроительных концернах мира являются инжиниринговые подразделения, которые позволяют единой компании предложить на рынке комплексные услуги — от разработки производственного оборудования до организации его строительства и дальнейшего сервиса и модернизации. Однако в России в структуре такой ФПГ каждое предприятие пыталось оттянуть на себя большую часть объемов производства: единого координатора у них не было. Кроме того, в этой структуре не было места инжиниринговому подразделению — ему просто не на чем было зарабатывать деньги на свое существование. В результате отрасль пришла к нынешнему состоянию. Многочисленные инжиниринговые фирмы существуют отдельно от производственных структур (они скорее используют ресурсы отраслевых НИИ), и их связи с машиностроительными предприятиями ограничиваются схемой подрядчик—исполнитель. Денег, зарабатываемых владельцами инжиниринговых фирм, недостаточно для того, чтобы выкупать активы предприятий-партнеров. Кроме того, производители оборудования не дают заработать инжиниринговым компаниям на сервисных работах по ремонту и реконструкции оборудования. В противном случае они сами останутся без оборотных средств.

Тем временем опыт наиболее успешных машиностроительных компаний России — холдинга «Силовые машины» (СМ), ОРМЕТО-ЮУМЗ, Энергомашкорпорации (ЭМК) — показывает, что объединение этих двух обязательных составляющих машиностроительной компании и перевод их на единый баланс позволяет резко увеличить производительность труда и той и другой. [27] Наиболее показательны результаты такой интеграции в энергетическом машиностроении. В трех объединенных холдингах — «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ), ЭМК и CM — доступ и к российским, и к экспортным заказам имеют не только предприятия холдинга, но и предприятия-смежники, не входящие в него. А это принципиально важно. Практически каждое крупное машиностроительное или металлообрабатывающее предприятие многопрофильно, поэтому построение производственных цепочек путем простой скупки акций и смены менеджмента предприятий ни к чему не приведет: затраты на такую консолидацию будут несравнимо большими, чем возможная прибыль.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.