Так, по данным Российского торгпредства в
США при общем объеме экспорта за 1996—1997 года в 1,4 млрд долларов потери валютной выручки от необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных параметров внешнеторговых контрактов составляли 230 млн долларов, или 16,4 %.
По
оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных цен экспортируемых из Российской Федерации одних только лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, достигает 1,2—1,6 млрд долларов.
Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных характеристик ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компенсации для России.
За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведено 23 проверки соблюдения установленных законодательством сроков поступления валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил 283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установленные сроки превысил 70 млн долларов. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета 707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступние валютных средств в предусмотренные законодательством сроки по данным ГТК России имеет место по поставкам природного газа, чугуна, проката, лома и отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой нефти, включая газовый конденсат.
По расчетным данным при экспорте товаров наибольший экономический ущерб государству причинялся за счет пе-репатриации валютной выручки и равнялся 20 % стоимости охваченных контролем экспортных сделок, что в стоимостном выражении составляет до 3 млрд долларов США. Неохваченные валютным контролем внешнеэкономические сделки имеют латентность совершенных правонарушений порядка 16 % (стоимостное выражение — до 4,5 млрд долларов США).
Оценка объемов импорта при рассмотрении его удельных составляющих до и после отмены большинства льгот показывает, что ожидаемым эффектом такой отмены должно было стать сокращение объемов ввоза товаров на 10 %. При этом, однако, внутреннее потребление не сократилось и скачка цен на потребительские импортные товары не произошло, что свидетельствует о перемещении значительной части импорта в теневой сектор. Соответствующие досчеты на латентность правонарушений при импорте показывают, что стоимостное выражение теневой составляющей при импорте достигали в 1997 году 8 млрд долл. США.
Из приведенных данных видно, что стоимостное выражение теневой составляющей в сфере ВЭД оценивается в 15,5 млрд долларов США.
Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур,
формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели.
Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, полу чая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валют ную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.
Учитывая эту, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.
По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|