Общие принципы реформирования налоговых систем
 

Вопросы налогообложения являются одними из основных во внутрен­ней политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий. Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания благоприятных усло­вий для национального предпринимательства выступает основной причиной изменений в сфере налогообложения.

Правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

- налоговое законодательство должно быть стабильно;

- взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

- тяжесть налогового бремени должна равномерно распределять­ся между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоп­лательщиков;

- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

- принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков перед законом;

- издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

- принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

- принцип доступности и открытости информации по налогооб­ложению;

- принцип соблюдения налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоот­ношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодатель­ство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отме­няться) до того срока, который первоначально был установлен законода­телем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законода­тельства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесто­рами в мире нестабильность налогового законодательства рассматри­вается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедура­ми по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соот­ветствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогопла­тельщиков может существовать только в странах, где невозможно из­дание актов правового характера в сфере налогообложения отдельны­ми государственными учреждениями. В правовом государстве все вза­имоотношения налогоплательщиков и государства могут регулиро­ваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие–либо измене­ния, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сто­рон в сфере налогового права.

Нарушения принципа правового характера взаимоотношений на­логоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных орга­нов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не являет­ся жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последст­вию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогово­го бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.