Общие принципы реформирования налоговых систем
 

Одним из наиболее ярких свидетельств грубого нарушения прин­ципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономи­ческой деятельности является быстрое распространение (как правило, в абсурдных количествах) предприятий со специфическими функция­ми, особенностями регистрации или сферами деятельности: банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с вы­сокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями».

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической дея­тельности относятся: искажение данных и материалов государствен­ной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое уве­личение доли мнимых сделок, массовое уклонение от уплаты налогов. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринима­тельской деятельности в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной нало­говой системы можно отнести также принцип доступности и откры­тости информации по налогообложению, а также информации о рас­ходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означа­ет обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелав­шему ее получить. В развитых странах налоговые органы бесплатно показывают все источники права по налогам, дают разъяснения и не­обходимые консультации. Плата может взиматься лишь при предо­ставлении таких дополнительных услуг, как перевод информации на другой носитель, либо при составлении тематических подборок, одна­ко и эти виды услуг, как правило, тоже бесплатны.

Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдель­ными данными о поступлениях по определенным категориям нало­гоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов цивилизованной страны. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной катего­рии является ограниченным или каким–либо образом можно вычис­лить экономические показатели одного из них.

Доступность информации о расходовании средств налогопла­тельщиков – это такое требование, которое не только выполняется, но даже перевыполняется в тех странах, где правительство ощущает ответственность перед своими гражданами. Хотя обеспечение досту­па к информации о расходовании бюджетных средств, строго говоря, нельзя отнести к принципам построения собственно налоговой сис­темы, информированность населения о государственных расходах в развитых странах всегда считалась одним из основных средств по­вышения эффективности работы исполнительной власти по сбору налогов.

В связи с тем, что у правительства не бывает и не может быть соб­ственных средств, а все бюджетные средства представляют собой средства граждан страны, планы по расходованию и отчеты об их ис­пользовании в правовых государствах всегда детальны. Ежегодно пуб­ликуются отчеты об исполнении бюджета. Они содержат многочис­ленные дополнительные материалы на эту тему, брошюры, буклеты, и бесплатно рассылаются каждому налогоплательщику одновременно с рассылкой бланков налоговых деклараций, а в ряде стран существует практика вывешивания на дверях зданий местных законодательных органов отчетов об израсходованных средствах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.