Общие принципы реформирования налоговых систем
 

Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социаль­ному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допус­тить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равны­ми доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции явля­ются нежелательными.

Грубейшим нарушением принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени является уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельст­вует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами нало­гоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты нало­га у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической дея­тельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уров­ня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для на­логоплательщиков является важной задачей государства, стремяще­гося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возмож­ности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и пра­вил налогового законодательства. Доступность норм и правил налого­вого законодательства для всех категорий налогоплательщиков явля­ется целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требова­ниями в этой области можно считать следующие:

- каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

- количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

- законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не долж­ны противоречить друг другу;

- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

- при изменении каких–либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Одним из важнейших принципов построения налоговых систем является принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых и богатых стран и практически всегда нарушается в неразвитых и бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответст­венность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предус­матриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства на­логоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискрими­нации, которая может выражаться по половому, расовому, националь­ному, сословному, возрастному или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации отно­сятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие–либо преимуще­ства, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а опреде­ленному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

В налоговых законах некоторых стран можно встретить упомина­ние о возможностях предоставления льгот отдельным лицам. Подоб­ное упоминание содержится в налоговых законах Французской Рес­публики. Правом предоставления льгот индивидуального характера в этой стране наделены президент и премьер–министр. Наряду с фикса­цией этого права в законе следует длинный перечень тех случаев, когда даже они не имеют права предоставлять такие льготы. В отно­шении всех остальных должностных лиц действует однозначный и жесткий запрет на предоставление налоговых льгот индивидуального характера. Важно отметить, что сам факт предоставления подобной льготы является достаточным основанием для осуждения должност­ного лица на длительный срок по статье, предусматривающей получе­ние взятки, при этом доказательств получения взятки не требуется.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.