и встречные
[44, с. 50].
Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком, а также объяснений, представленных налогоплательщиком или его представителями, и имеющихся у налогового органа документов и сведений. Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, а также без уведомления налогоплательщика о начале ее проведения [44, с. 51].
По результатам камеральной проверки при нарушении действующего законодательства составляется акт камеральной проверки с указанием нарушенной статьи закона и суммы финансовой санкции. Этот акт рассматривают в течение 5 дней, а затем по нему выносят решение. Решение составляется в 3-х экземплярах на специальных бланках. Величина санкций составляет 10% от суммы за несвоевременно представленные отчеты и несвоевременную уплату налогов [24]. Большинство налогов должно быть уплачено до 22 числа месяца, следующего за отчетным, кроме налога на землю. Этот налог уплачивается до 20 числа каждого месяца. Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании пени за несвоевременную уплату налогов.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете налогоплательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на размеры объектов налогообложения, с последующим сравнением выведенных в ходе проверки фактических размеров объектов налогообложения с отраженными плательщиком в расчетах по налогам (бухгалтерским отчетам, балансам, декларациям), представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.
Выездная налоговая проверка (кроме встречной проверки, либо выездной налоговой проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа или по постановлению правоохранительного органа) проводится должностными лицами ИМНС, на учете в которой состоит налогоплательщик, и (или) должностными лицами МНС, ИМНС по областям (г. Минску), ИМНС по городам, имеющим районное деление.
Выездная налоговая проверка может быть плановой или внеплановой. Осуществляется она по мере необходимости. Практически до 1998 года налоговые органы в соей деятельности руководствовались нормативным документами, в соответствии с которыми ежегодному охвату налоговыми проверками подлежало не менее 50% плательщиков от общего числа состоящих на налоговом учете, проверки должны были проводиться не реже раза в два года. Ежегодный рост числа налогоплательщиков и невозможность пропорционального роста численности работников налоговых органов приводили к невыполнению вышеназванных требований и стремлению к количественному выполнению в ущерб качеству проверок. Поэтому был утвержден Порядок перехода на систему выборочного метода проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, согласно которому налоговые органы республики с 1 октября 1997 года перешли на систему выборочных проверок [36, с. 121].
Естественно, в такой ситуации возникает проблема выбора субъекта налогового контроля на основе проведения предварительного анализа состояния налогоплательщиков по имеющимся в налоговых органах сведениям, документам. Последующему налоговому контролю в обязательном порядке подлежат те налогоплательщики, которые по имеющимся данным, в том числе и сообщениям граждан, преднамеренно уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, допускают нарушения налогового законодательства, выявляемые при камеральных проверках. При этом используется информация о налогоплательщиках, подлежащих первоочередной проверке по результатам проверки правильности исчисления налогооблагаемых показателей.
Ранее плановая выездная налоговая проверка проводилась на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) ИМНС. Теперь графики проверок полугодовые. Плановая документальная проверка проводится на основании графика проверок, утверждаемого руководителем налогового органа в срок не позднее 40 календарных дней до начала следующего полугодия [44, с. 51]. Основанием для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в порядке, устанавливаемом Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|