Организация налоговой службы в Республике Беларусь
 

При отсутствии налоговых нарушений проверяющие составляют в итоге проверки справку в двух экземплярах, подписывают которую обе стороны. Один экземпляр направляется ИМНС по месту постановки на налоговый учет плательщика, а второй оставляется представителям налогоплательщика [58, с.26].

В случае обнаружения нарушений результаты проверки оформляются соответствующим актом.

Регистрация акта рейдовой проверки и принятие решения по нему производится ИМНС, выявившей нарушение. В налоговый орган, где стоит на учете плательщик, высылается сообщение о проверке данного плательщика и привлечения его к ответственности [58, с. 27].

Таким образом, основной вид контрольного мероприятия в Республике Беларусь в рамках налогового контроля—налоговая проверка.

Естественно, от эффективной работы контролирующих органов напрямую зависят налоговые поступления в бюджет государства. И в настоящее время в условиях уклонения от налогов со стороны субъектов хозяйствования и иных плательщиков стоит задача повышения эффективности системы налогового контроля в республике. По словам министра по налогам и сборам К. А. Сумара, “налоговые органы призваны прежде всего обеспечить наполнение казны, то есть блюсти государственные интересы” [86].

Контрольная служба налоговых органов за 2001 год документально проверила более половины предприятий и более трети предпринимателей от общего количества состоящих на налоговом учете. Нарушения установлены у 71,5% и 52,2% соответственно. По результатам проверок доначислено налогов и других обязательных платежей и применено экономических санкций в сумме 63,7 млрд. р., из них по юридическим лицам—59,2 млрд. р., по индивидуальным предпринимателям—3 млрд. р. Из общей суммы взыскано 39,3 млрд.р., или 78,9% допричисленных сумм [40].

Что касается контрольной работы налоговых органов в 2002 году, то, по данным МНС, в первом полугодии 2002 года проверено 23% налогоплательщиков—юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, стоящих на налоговом учете. 54% из них имеют нарушения.

По результатам проверок доначислено налогов и применено финансовых санкций на 54,7 млрд. р., а в бюджет взыскано 29,4 млрд. р. Это составляет 0,9% от общего поступления в бюджет, контролируемого налоговыми органами [103]. То есть результативность налогового контроля оставляет желать лучшего.

При этом почти 60% всех нарушений приходится на субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности. Почти 62% от общего числа проверенных предприятий пришлось на негосударственный сектор. Из них 68% имеют нарушения. А у государственного сектора этот показатель выше—76% [103].

Одна из сфер усиленного налогового контроля—оборот нефтепродуктов. За первое полугодие 2002 года по результатам проверок налоговики арестовали 155,5 т. бензина и 31,1 т. дизельного топлива на общую сумму 98,6 млн. р. При этом в доход государства обращено более половины общего количества бензина и почти все дизтопливо [103].

В целом по республике за первое полугодие 2002 года увеличилось как количество налоговых проверок, так и сумма доначислений по их результатам. И тем не менее, по данным МНС, несмотря на результаты контрольной работы, выполнить задачу по обеспечению поступления в бюджет дополнительных доходов в размере не менее 75% от доначисленных сумм не удалось ни одной областной инспекции, кроме ИМНС по городу Минску [103].

В настоящее время необходимо искать пути совершенствования организации налогового контроля в республике, повышения его эффективности. С этой целью предполагается установить четкие механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, механизм и формы осуществления налогового контроля, при изменении (в том числе и при нарушении) сроков исполнения налогового обязательства определить механизм и формы осуществления налогового контроля [29, с. 48]. Особую актуальность в данном аспекте имеет введение самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, в рамках которого были бы четко оговорены вопросы налогового контроля.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 

Статистика

Наши партнеры

Интересные факты

Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Способы взимания налогов
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Сущность налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

О проекте

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов.