Подоходный налог в 1923 году. был распространен также и на доходы государственных и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой прогрессивный налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставки варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов.
Достаточно широкое распространение в этот период получили акцизы, которые были введены в 1921 году. Первоначально это были акцизы на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина. Несколько позднее были введены акцизы на спички, соль, табачные и гильзовые изделия, акцизы на текстильные изделия, наливки, настойки, акцизы на резиновые калоши и другие товары и продукты. Действовавшая в этот период система акцизов также неоднократно уточнялась.
Основным инструментом налогообложения не национализированных, а позднее и государственных предприятий в начале 20-х годов был государственный промысловый налог, который в значительной мере воспроизводил основные черты дореволюционного промыслового налога.
В 20-х годах существенная часть схемы дореволюционного российского промыслового налога была воспроизведена. В 1922/23 финансовом году поступления промыслового налога давали 12,5% доходов бюджета. Под уплату промыслового налога подпадали торговые, промышленные предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия.
Промысловый налог 20-х годов состоял из двух сборов: патентного и уравнительного. Первый носил авансовый характер и подлежал зачету при уплате уравнительного сбора.
Размеры патентного сбора дифференцировались по поясам и по разрядам торговых и промышленных предприятий.
Выделялись шесть поясов: нулевой — Москва; первый — Киев, Одесса, Ленинград и др. — всего семь городов; второй — 34 города (Армавир, Архангельск и др.), а также пригороды городов первого пояса; третий — 150 городов, а также уезды столиц и пригороды городов второго пояса; четвертый — все прочие города и посады, уезды городов третьего класса; пятый — все прочие местности.
В 1930 году было издано новое положение по промысловому налогу, уже исключительно для частных предприятий. В результате этих и ряда других мероприятий для большей части отечественной промышленности 53 разных платежа было агрегировано в налог с оборота.
В 1926 году был введен налог на сверхприбыль с целью борьбы со спекулятивным повышением цен. Под термином «сверхприбыль» понималось превышение фактически полученной прибыли над некоторой нормативно установленной величиной. Ставки данного налога составляли от 6 до 50% в зависимости от сумм превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 году режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточен.
Логическим завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930—1931 годов, представлявшая часть проводимых в тот период мероприятий общей финансовой реформы. К началу 30-х годов общее количество платежей, которые уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие.
Реформа, по существу, представляла собой ряд не всегда взаимосвязанных мер по реформированию распределительных отношений и системы формирования доходов государственного бюджета. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже упоминавшимся объединением ряда налогов в налог с оборота была перестройка отношений между предприятиями и бюджетом. Первоначально, в 1930 году, в основу формирования системы платежей предприятий формально был положен налоговый принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81% прибыли, предприятия торговли — 84, а предприятия водного транспорта — 30. Это означало переход к качественно иной модели формирования доходов бюджетной системы — отказ от налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие того, что основная часть предприятий промышленности находилась в государственной собственности. Соответственно, государство, как собственник, и распределяло прибыли предприятий.
|