” фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.
Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности
” функционирование незарегистрированных предприятий запрещено. Они регистрировались Советами народных депутатов (в настоящее время их правопреемниками) по месту учреждения предприятий. Все необходимые данные в месячный срок должны быть сообщены в Минфин для включения в Госреестр. В данном законе указывается, что предприятие имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы. Отдельного реестра фирменных наименований предприятий не предусмотрено.
Правовая охрана фирменных наименований осуществляется на основании норм о пресечении недобросовестной конкуренции
* * *
Субъективное право на фирменное наименование является исключительным и абсолютным и заключается главным образом в том, что предприниматели не должны использовать тождественное или сходное с другим обозначение в качестве своего фирменного наименования. Абсолютный характер этого права – в его действенности против любого лица, желающего воспользоваться данным или сходным наименованием.
При возникновении споров по поводу фирменного наименования сторонам следует учитывать: - Приоритет регистрации фирменного наименования. Организация, обладающая более ранним приоритетом, обладает и исключительными правами использования фирменного наименования.
- Насколько сходны между собой фирменные наименования, являющееся предметом спора, и могут ли они ввести в заблуждение потребителя. Если фирменные наименования различаются только в организационно-правовой форме предприятий, то они не должны восприниматься как разные наименования, так как потребитель может быть введен в заблуждение, а предприниматель понести материальный и моральный ущерб от потери клиентуры и от того, что товары и услуги конкурирующей фирмы окажутся более низкого качества.
- Предмет деятельности спорящих сторон. Если области их предпринимательской деятельности достаточно далеки одна от другой, то это означает, что они обслуживают различный контингент потребителей и прямой конкуренции здесь быть не должно.
- Территории коммерческой деятельности спорящих сторон. (Например, предприятие, действующее в Хабаровске, вряд ли составит конкуренцию предприятию, работающему в Самаре).
- Наличие зарегистрированного товарного знака и его ценность.
Публикации о регистрации товарных знаков доступны любым лицам, и если в течение определенного времени на опубликованный товарный знак не поступил протест, это обстоятельство можно считать в пользу фирмы – владельца товарного знака. В этом случае наличие зарегистрированного товарного знака будет иметь для фирменного наименования правоудостоверяющее значение. Право на фирменное наименование и тождественный ему товарный знак дополняют друг друга и расширяют объем прав одного и того же владельца.
Защита прав на фирменное наименование осуществляется в судебном порядке и сводится к требованиям запретить конкуренту использовать впредь данное наименование и возместить владельцу убытки, понесенные им в результате нарушения его права.
Следует отметить, что наряду с судебной защитой право на фирменное наименование должно охраняться и в административном порядке.
Отказ в регистрации наименования, сходного с зарегистрированным ранее чужим фирменным наименованием, является административной мерой по предупреждению нарушений права на фирменное наименование.
Правовые отношения в области охраны фирменных наименований нуждаются в совершенствовании. Законодательству и судебной практике в ближайшее время необходимо решить следующие вопросы: - Что такое новизна фирменного наименования и каков различительный характер регистрируемых в качестве фирменных наименований обозначений?
- Какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве фирменного наименования и все ли предлагаемые заявителями обозначения следует регистрировать в этом качестве?
- Целесообразно ли определять территорию действия фирменного наименования?
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|